ПСР 6777. ИСТОРИЯ ПОИСКА
Всеволожский район Ленинградской области, карьер Кузьмолово
Мужчина, 36 лет. В лесу с 07.03.2021
Жизнь поисково-спасательного отряда зимой отличается от его же жизни летом: заявок мало, но каждая из них становится критичной – против людей в зимнем лесу играют погода, температура, высокий снег, скрытые под ним ловушки и препятствия, короткий световой день, фактическая невозможность разжечь костер и даже быстро садящийся на морозе аккумулятор телефона. А это значит, счет идет на часы, реагировать надо быстро, а действовать – безошибочно. Такой стала и заявка с красивым номером 6777: мужчина в 17 часов ушел ненадолго фотографировать виды снежного леса, имея смартфон с установленным городским картографическим приложением, способным работать в режиме оффлайн. В 19 часов понял, что заблудился, и попытался выйти самостоятельно, в 21 час пропал со связи (и одновременно с этим лишился единственного средства навигации).
Дежурный координатор ПСО «Экстремум» Анна приняла прямую заявку от «знакомой знакомого, у которого потерялся человек» 8 марта в 0:30, и следом по указанию дежурного руководителя спасработ Елены Кузнецовой приступила к формированию и отправке поисковых групп в Кузьмолово. В ночь на поиски отправились три группы с опытными старшими: Мария Кузьмина и Юлия Колтышева, Сергей Коссов и Ксения Николаева, Николай Синюрин и Аделина Ахметьянова. Транспортно-тыловым обеспечением на месте осталась водитель Юлия Снеткова. Также по задаче выдвинулась одна двойка из ДПСО «Лиза Алерт» – не секрет, что поисковые организации в Ленинградской области поддерживают друг друга, помогают в поисках и часто работают вместе.
С точки зрения стратегии поисков данный – не самый сложный: потерявшийся смог передать свою геопозицию на 19:50 в одном из мессенджеров своей подруге. С учетом того, что солнце садится в 19:30, а высота снежного покрова в лесу достигает полуметра, было понятно, что активные перемещения потерявшегося будут ограничены низкой скоростью даже если он будет двигаться относительно прямолинейно. Точка, с которой потерявшийся транслировал свое местоположение, находилась в 4,5 километрах от его автомобиля по прямой! И один этот факт позволял руководителю не только определить район поисков, но достаточно однозначно определить путь потерявшегося и попробовать пройти по его заносимым снегом следам: зимой на такое расстояние меньше, чем за три часа, можно уйти, только перемещаясь по «относительно подготовленным» линейным ориентирам – по лыжне.
А вот с точки зрения тактики все не так просто: к началу активной поисковой фазы потерявшийся в лесу уже 9 часов, ночь, сильный ветер, метель, температура воздуха -10 градусов и район, полный канав и ловушек. Это значит, с каждым часом вероятность охрипнуть, потерять сознание, замерзнуть и перестать откликаться в ответ спасателям все выше – и это главная сложность. Это значит, галсы т.е. расстояние между проходами групп в маршрутах (как и сами маршруты) должны быть меньше, а техническая подготовленность и выносливость поисковых групп – выше. Маршруты групп были составлены таким образом, чтобы максимально использовать имеющиеся лыжные и снегоходные дороги там, где это возможно, но спасатели все равно проваливались глубоко в снег.
В 7:20 группы услышали отклик, а уже в 7:40 на берегу канавы, в 360 метрах от последней геолокации обнаружили пострадавшего. Мужчина был в спутанном сознании, промокшим после провала под лед канавы, он замерз и не чувствовал ног – однако он смог откликнуться несколько раз! Этого опытным группам было достаточно, чтобы определить направление звука и выдвинуться в нужном направлении.
Первая помощь была оказана быстро, однако главной трудностью стала эвакуация: мужчина не мог перемещаться сам, нести его предстояло почти 800 метров по лесу и полю, затем полтора километра по старой лыжне, еще столько же по горкам вокруг карьера и, наконец, чуть больше километра по занесенной снегом дороге до места, куда может доехать «скорая». Всего пеший трек с грузом составлял почти пять километров. Для шести человек зимой это почти непосильная задача – и в восемь утра выходного дня координатором и руководителем была запрошена вся доступная помощь. Понимая, что время играет против спасателей, наши ребята начали эвакуацию, вытягивая потерявшегося на импровизированных салазках буквально на собственных плечах – и протянули так самые тяжелые шестьсот метров. Вскоре к ним присоединились наш коллега Федор Лежепеков, привезший специальные носилки-волокуши, и дежурная смена АСС Всеволожского района, откликнувшаяся на просьбу о помощи – дело пошло чуть быстрее и наладилось совсем, когда, уже на финальных километрах этого забега, к спасательной операции присоединились спасатели ПСО г. Шлиссельбург, прибывшие с желанным снегоходом. В 13:30 эвакуация была завершена, а потерявшийся госпитализирован в ближайшую больницу каретой «скорой помощи».
Видео ниже – шестичасовая эвакуация, которую мы поместили в восемь минут. Предупреждаем: наблюдать это тяжело даже из уютного мягкого кресла.
В успешном финале этой истории большой удачей стало то, что потерявшийся был относительно тепло для зимнего леса экипирован и смог отправить свое местоположение подруге. Без этого позднее обращение к спасателям могло бы стать фатальным.
Потерявшемуся мы желаем скорейшего успешного выздоровления, нашим спасателям – хорошего отдыха после такой тяжелой работы. И всем-всем – серьезно относиться к зимним прогулкам, серьезно относиться к выбору навигационных средств, не надеяться на один лишь смартфон и сразу, сразу же звонить спасателям, если вы перестали ориентироваться на местности. Зимний лес не прощает ошибок. Не теряйтесь!
В посте использованы фотографии Николая Синюрина и Аделины Ахметьяновой.